Персональный сайт о местах и людях, психологии и астрологии, животных и всем самом интересном!

 Психология
  Психология

Жизненный цикл семьи.

1.Введение.
2. Нулевой цикл. Период ухаживания или знакомства.
3. Первый цикл. Молодая семья.
4. Второй цикл. Семья с маленьким ребенком (преддошкольного возраста).
5. Третий цикл. Выход первого ребенка во внешнюю социальную систему.
6. Четвертый цикл. Семья с детьми школьного возраста.
7. Пятый цикл. Семья с подростком.
8. Шестой цикл. Выход повзрослевших детей из семьи.
9. Седьмой цикл. Семья на поздней стадии развития.
10. Заключение

Мы воспринимаем семью как место, где всегда можно найти любовь, понимание и поддержку. Даже когда все рушится - семья это пристанище, где можно отдохнуть, освежиться и набраться сил, чтобы лучше справляться с внешними проблемами. Л.Н. Толстой говорил: "Счастлив тот, кто счастлив у себя дома". Классик психологии Эриксон способностью создать собственную семью к 30-и годам измеряет состоятельность личности.

Многие народные сказки заканчиваются фразой: " Жили они долго и счастливо и умерли в один день". В реальности же семейная жизнь складывается гладко далеко не у всех. Что же влияет на счастье в супружестве? Попробуйте найти ответ на три вопроса:

1) Вам нравится жить в вашей семье в данный момент?

2) Чувствуете ли вы, что живете с друзьями, людьми которые вам нравятся, которым вы доверяете и которые испытывает к вам то же самое?

3) Быть членом вашей семьи весело и интересно?

Если вы ответили "да" на все три вопроса, то вы живете в семье, которую можно назвать счастливой. Если же вы ответили "нет" или "не всегда", вы, живете в семье, которую можно назвать проблемной. Каждая проблемная семья способна стать благополучной. Большинство причин, вызывающих проблемы в семье вытекают из того, чему учится человек после рождения в собственной семье. Нельзя забывать о том, что человек способен не только учиться, но переучиться - в равной мере.

Каждый из нас формирует свою систему ценностей, основанную на полученном воспитании, этнических предпосылках, образовании и жизненном опыте. Пары со сходными системами жизненных ценностей имеют намного больше шансов создать счастливые, гармоничные и прочные отношения. Ваши ценности определяют многие стороны вашей личности, в том числе:

  • то, как вы относитесь к другим людям,
  • то, как вы относитесь к себе,
  • то, как вы тратите деньги,
  • то, как вы воспитываете детей,
  • то, какие цели перед собой ставите и как их добиваетесь,
  • ваше отношение к тем, кому меньше повезло, чем вам.

Если ваши ценности сильно отличаются от ценностей партнера, то в ваших отношениях постоянно присутствует большой элемент напряженности.

Семья является единством взаимодействующих личностей, единым целым, с присущими ей уникальными характеристиками, отличными от индивидуальных характеристик ее членов.

Характерным для любого человека является то, что он строит любые отношения по образцу тех, которые усвоил в своем детстве, вынес из родительской семьи. Мы относимся к другим людям на основе своих ожиданий, сформировавшихся в раннем детстве и относящихся к родительским фигурам.

То есть мужчина, вступающий в брак, будет неосознанно искать в будущей жене черты и стереотипы поведения, присущи его матери, а женщина в браке часто ожидает найти символического отца. От этих глубинных бессознательных ожиданий часто зависят реакции супругов друг на друга и требования, предъявляемые ими в семье. Эти ожидания могут быть как позитивными, так и негативными. Но в любом случае другой человек не будет им полностью соответствовать. Это может повышать уровень конфликтности и неудовлетворенности браком.

Необходимо учиться договариваться, прояснять спокойно, без гнева, сложные ситуации и искать компромиссы. Учиться жить вместе, уважать интересы и желания друг друга, сроить отношения на основе любви и доверия.

Жизненный цикл семьи - это последовательная смена определенных событий и сопровождающих их ситуаций, то есть стадий развития семьи.

1. Нулевой цикл. Период ухаживания или знакомства.

Самый важный и сложный этап - выбор партнера. Существует несколько теорий выбора партнера:

1) выбор по принципу психологической схожести - неполная или строгая система ценностей, схожий жизненный опыт обеспечивают комфортное существование паре.

2) комплиментарность - взаимодополняемость, в зависимости от порядка рождения партнера в семье. Старший ребенок - продолжатель рода, в семейной паре они более доминантны. Каждому последующему ребенку родители уделяют меньше внимания. Единственный ребенок как правило, эгоцентричен.

3) биологически ориентированная теория - выбирается лучший партнер, здоровый партнер в окружении для продолжения рода.

Чтобы успешно пройти этот период, холостому мужчине или незамужней девушке требуется достичь уровня сформированной зрелой идентичности, соответствующего возрасту социального статуса, эмоционально и финансово не зависеть от родителей, уметь ухаживать и привлекать к себе партнера противоположного пола, строить и поддерживать отношения с ним.

Чувство идентичности формируется в основном на протяжении детства и подросткового возраста. Это субъективное переживание своего существования в мире других, схожих с нами людей. Но при этом сохраняется переживание себя как уникального, целостного объекта с собственными желаниями, мыслями, воспоминаниями, внешним видом отличным от всех других. Обрести зрелую идентичность означает быть готовым к выполнению задач взрослости.

Специфической особенностью российской жизни является длительная зависимость молодых людей от родительской семьи. Чаще всего это связано с проживанием на общей жилплощади и финансовым обеспечиванием. Молодые люди редко имеют возможность пережить опыт самостоятельной, независимой жизни. Это отличается от общепринятой нормы в западных странах. В связи с этим нарушается формировании собственных взглядов на жизнь. В новую семью приносятся в первую очередь стереотипы, нормы и правила отношений в родительских семьях. Затрудняется появление чувства ответственности за свою судьбу, а тем более, за судьбу других (жены, детей).

2. Первый цикл. Молодая семья.

Молодой считается с момента заключения брака или начала совместного проживания и до рождения первого ребенка. Главная задача этого периода - переход от состояния личной независимости к состоянию взаимозависимости супругов. В это время решается также задача дифференциации от родительской семьи, если это не произошло раньше. Устанавливаются новые границы общения с друзьями и родственниками, разрешаются конфликты между личными и семейными потребностями.

Частое явление этого периода - проживание в одной из родительских семей, что нарушает и задерживает развитие семьи как самостоятельной системы. В этом случае пара фактически становится подсистемой в системе прародительской семьи.

Другое негативное явление этого периода - когда в сферу личных взаимодействий супругов оказываются вовлечены их давние друзья.

Серьезной проблемой этого периода может стать вмешательство в дела семьи родителей одного из партнеров, которое нередко проявляется даже при раздельном проживании. Обычно такое поведение дестабилизирует семейную ситуацию, приводит к обидам и ссорам. Обоим супругам следует заботиться о том, чтобы их родители не нарушали границы молодой семьи. В то же время не рекомендуется полностью изолировать себя от родительских семей, просто родители должны изменить свои способы взаимодействия с детьми после их вступления в брак.

Важно, чтобы молодожены научились обсуждать между собой любые спорные вопросы и договариваться. Проблемы могут захватывать все сферы жизни: уровень близости и возможность побыть одному, бытовые обязанности и ответственность за жизненно важные вещи, сексуальные отношения и желание завести ребенка, финансовое обеспечение семьи и личные финансы супругов. В это время решается важный вопрос распределения обязанностей в семье.

3. Второй цикл. Семья с маленьким ребенком (преддошкольного возраста).

Задача этого периода - переход от диадической зависимости к триадической, с включением зависимого члена (ребенка). Семья реорганизуется для выполнения новых задач, продолжается согласование личных и семейных целей. К супружеским ролям после рождения детей прибавляются роли родительские, и появляется необходимость разрешать конфликты и противоречия между ними. Рождение ребенка накладывает отпечаток на дистанцию между родителями, увеличивая или уменьшая ее. Возникают споры и ссоры по поводу того кто будет вставать к ребенку ночью, купать его, гулять с ним. Если мать полностью поглощена заботами о ребенке, отец может почувствовать себя отстраненным. Часто в результате этого с головой погружается в работу, отстраняясь от семьи еще больше.

Проблемой этого периода могут стать супружеские измены, когда "забытый" женой супруг начинает искать развлечений на стороне. Другим поводом для конфликтов могут стать детские переживания одного из супругов. Так, если молодой отец имел в своей родительской семье младшего брата или сестру, он может при рождении собственного ребенка испытывать бессознательную ревность или злость, как когда-то к младшему в своей собственной семье, отнявшему у него безраздельное внимание мамы и папы. Другой распространенной проблемой этого периода является случай, когда мать отстраняется от ребенка, передавая заботу о нем другим людям, что нарушает формирование привязанности и базового доверия у младенца.

Серьезной проблемой этого жизненного цикла является рождение нежеланного ребенка, даже если против ребенка был только один из супругов. Это приводит к нарушениям стиля воспитания, конфликтам, расколам внутри семьи. Нежеланный ребенок не укрепляет семью, а наоборот еще больше дестабилизирует ее.

4. Третий цикл. Выход первого ребенка во внешнюю социальную систему.

Если ребенка после 3-х лет отдают в детский сад, это предполагает новый очередной цикл развития семьи. До трех лет нежелательно делать это, так как ребенок еще не достиг необходимой степени психической зрелости, чтобы приспособиться к новой обстановке, режиму, людям. Это средняя стадия, начало процесса экспансии и отделения, выхода первого ребенка во внешний мир, то есть внешнюю, по отношению к семье, социальную среду.

В семье происходит очередное перераспределение обязанностей, связанное с необходимостью отводить и забирать малыша вовремя. Семья, как система, должна научиться взаимодействовать с другой социальной системой: детским дошкольным учреждением. Возникают новые условия функционирования семьи в связи с тем, что мать может начать работать, и часть домашних обязанностей необходимо выполнять кому-то другому. Это может вызвать трения и недовольство.

5. Четвертый цикл. Семья с детьми школьного возраста.

И снова нужно менять правила взаимодействия. Теперь это связано с необходимостью помогать ребенку с учебой, отводить в школу, встречать. Возникает сильное эмоциональное напряжение, например, по поводу домашних обязанностей. Если не удается найти удовлетворительное решение, возникает семейный кризис.

Семейный кризис выражается в симптомах или дисфункции кого-то из ее членов: взрослых или детей. Внешне это может проявляться как депрессия, соматическое заболевание, алкоголизм, школьная неуспеваемость.

Семье приходиться устанавливать взаимоотношения с очередной новой внешней системой - школой. Требования со стороны школы жестче, чем со стороны детского сада. Родители невольно начинают чувствовать себя так, как будто они сами ученики. Возникает страх двоек, родительских собраний, честолюбивые амбиции по поводу отличной учебы и примерного поведения.

Частой проблемой являются расколы в семье и коалиции одного из членов семьи с ребенком, против другого. Отец обвиняет мать в мягкости, а она его в суровости. На этой почве возникают конфликты между родителями, дающие ребенку простор для манипуляции. Родителя злятся и обвиняют друг друга, и никто не может повлиять на ребенка. В таком случае плохое поведение и плохая учеба помогают родителям объединиться в этом конфликтном взаимодействии.

6. Пятый цикл. Семья с подростком.

Этот этап начинается с достижения первым ребенком подросткового возраста и продолжается вплоть до его ухода из семьи. Вновь возникает необходимость менять семейные правила в связи с возрастающей потребностью подростка в автономии, расширении границ и ниспровержении родительского авторитета.

Разрешение проблем на данном этапе снова зависит от способов семейных коммуникаций, сформировавшихся ранее. Переживания родителей в собственном подростковом возрасте оказывают сильное влияние на происходящее. Смятение чувств подростка часто служит пусковым механизмом для создания новых враждебных коалиций.

Зачастую в этот период родители переживают "кризис среднего возраста", когда происходит переоценка ценностей и своих достижений, и появляются первые разочарования. Подросток шокирует семью, бросает ей вызов, и родители в растерянности начинают вести себя так, как вели когда-то со своими родителями или как родители поступали с ними в соответствующем возрасте. Интенсивность подросткового бунта (отрицания и претензий) является показателем незавершенности эмоциональных связей родителями.

Этот период опасен в плане разводов. Сексуальное напряжение периода полового созревания подростка оказывает влияние на сексуальность родителей, возникает тенденция к внебрачным связям, поиском чего-то нового, экспериментам. Родители могут начать реализовывать свои подростковые сексуальные фантазии.

Ключевой задачей этого периода является сопровождение и облегчение процесса эмоционального отделения, становления индивидуальности ребенка, начавшееся еще в раннем детстве. Подростки не способны отделиться от родителей, часто подвержены депрессиям. Депрессия возникает, когда подросток пытается соответствовать требованиям родителей в ущерб собственным потребностям.

7. Шестой цикл. Выход повзрослевших детей из семьи.

Важен способ ухода из семьи. Это может быть осознанное решение о создании своего собственного домашнего очага со вступлением или не вступлением в брак, бегство, изгнание, вынужденный отъезд ( на учебу, службу и т.д.)

Попыткой избавиться от родительской опеки может служит, как уже отмечалось , и постепенное заключение собственного брака. в таком случае есть опасность попасть в зависимость от партнера по браку, которого невольно вынуждают играть роль родителя. Эта роль партнер-родитель может быть удачной или неудачной в зависимости от уровня психической зрелости и ответственности партнера. Но для попадающего в зависимость эта ситуация надолго, а, может быть и навсегда затормозит возможность личностного роста и взросления.

Если молодой взрослый продолжает пользоваться финансовой и эмоциональной поддержкой семьи, полного отделения и автономии так и не происходит.

Процесс, с помощью которого повзрослевший сын или дочь пытается освободиться от родительской семьи, называется эмоциональным разрывом.

Все люди имеют некую степень незавершенности эмоциональных связей с родителями. Чем ниже степень психической зрелости, тем сильнее привязанность и зависимость. Под психической зрелостью понимается способность человека разделять эмоциональное и интеллектуальное функционирование. Эта способность не поддаваться эмоциям в важных вопросах своей жизни, связанных с ответственностью и целеполаганием.

В целом процесс отдаления от родителей передается и сохраняет свои основные черты на протяжении как минимум трех поколений. Чем гармоничней эмоциональный контакт с родителями, тем меньше проблем возникает при этом.

На этом этапе семья снова переструктурируется. Родители должны понять, что родительские функции в основном выполнены.

Вплотную встает вопрос дальнейших отношений в супружеской паре. Если на предыдущих этапах смыслом совместного существования были дети, то становится тягостным и бессмысленным совместное проживание. К удивлению всех родных и знакомых, супруги, много лет прожившие вместе без особых эксцессов, вдруг расстаются.

Для мужчин в связи с эти наступает время, называемое в просторечье "седина в бороду, бес в ребро". Разочаровавшиеся в прежних отношениях, в немолодой супруге, мужчина стремится найти молодую спутницу жизни. Это часто происходит с мужчинами, обеспокоенными утратой сексуальной привлекательности и потенции. В таком случае молодая особа как бы доказывает его силу и состоятельность как мужчины.

Также и женщина, страшащаяся признаков старения, может завести молодого приятеля, поддерживая миф о собственной неувядаемости.

Не стоит отрицать возможность счастливой совместной жизни и при неравном по возрасту браке. Но взвесить все "за" и "против", прежде чем принимать такое решение, не мешает.

Для того, чтобы подобные ситуации не возникали, следует заботиться о том, чтобы отношения супругов не замыкались на быте и воспитании детей, стараться находить общие сферы интересов, взаимодействия в паре. Поддерживать и сохранять эмоционально теплые любовные и дружеские отношения в семье.

В этот же период могут возникать новые роли: бабушки и дедушки. Современные бабушки и дедушки достаточно молоды, активны, и не всегда готовы смириться с этой новой ролью, поступиться своими интересами. Как следствие, в ряде случаев внуки называют свою бабушку по имени, это становится популярным, но не верным. Утрачивается преемственность поколений, человек теряет свои истоки. Так же как дерево без корней, человек не может полноценно существовать без знания о своих предках. Ребенок воспринимает называние по имени не так, как взрослый. Для него это является стиранием границ. Есть друзья и подружки, но нет опоры и поддержки.

8. Седьмой цикл. Семья на поздней стадии развития.

Этот и предыдущий периоды осложняются выходом на пенсию и перераспределением ролей и обязанностей. С выходом последнего ребенка из семьи наступает возможность снова вкусить радости пожить "для себя", но все это происходит на другом уровне. Изменились вкусы, интересы, пристрастия. Необходимо снова "притираться" друг к другу. Если отношения на предшествующих стадиях были удовлетворительны, этот период может стать очень счастливым временем, когда можно посвятить себя друг к другу и любимым занятиям. Если же нет, то это окажется невыносимым существованием двух раздражающих друг друга пожилых людей, постоянно ищущих причины для ссор.

на последних стадиях развития семьи начинают стареть и болеть прародители. Спецификой российской жизни является обязательный уход за стариками. Это время - кризисное для семьи. Чтобы достойно его прожить, необходимо много сил, терпения, душевной доброты и умения прощать.

Это наиболее полный перечень циклов развития семьи. На самом деле период жизни многих семей состоит не всегда из всех перечисленных этапов. В случае развода цикл развития семьи прерывается. Позднее каждый из супругов может начать строить новую семью с другим партнером. Примером наложения и совмещение циклов развития семьи может служить, рождение каждого нового ребенка в семье. В этом случае на уже длящийся этап накладывается этап семьи с маленьким ребенком. Задачи этих двух циклов могут вступать в противоречие.

Период перехода от одного цикла в другой является для семьи кризисным, длятся от нескольких месяцев до одного - двух лет и приносит определенные проблемы. Во время этого периода становится необходимым существенно перестроить взаимоотношения в семье, чтобы перейти на новую стадию развития.

Разумеется есть семьи, которые не укладываются ни в какие схемы. Это, например, семьи с детьми сильно отличающимися по возрасту. Старшие дети уже могут быть в браке и могут иметь собственных детей, а их родители ожидают очередное пополнение. Это многодетные семьи и семьи, много раз вступившие в брак, имеющие разное количество детей от разных браков. Семьи, проживающие с родителями и прародителями. Какова бы ни была структура семьи, каждая семья на определенном этапе имеет специфические задачи, выполняя которые, она сохраняет жизнеспособность.

 

  
ПОМОЧЬ ПРОЕКТУ © Jasty, 2009 - Главная| Карта сайта| Гостевая книга| Контакты
Яндекс цитирования

Hosted by uCoz