Персональный сайт о местах и людях, психологии и астрологии, животных и всем самом интересном!

 Психология
  Психология

   

Психология возрастных кризисов

Введение.

Ранняя зрелость

Средняя зрелость(усл. 30-35 лет)

Кризис середины жизни(усл. около 40 лет).

Психология поздней зрелости (55-60 лет)



Введение

Каждый переход на следующую ступень развития заставляет человека разрушать существующую защитную структуру. Этот переход может продолжаться несколько лет. Преодолев его, мы попадаем в продолжительный период стабильности и относительного спокойствия и обретаем чувство равновесия.
Все что происходит с нами: окончание учебного заведения, брак, рождение ребенка, развод, получение или потеря работы,-все влияет на нас. Эти события являются вехами в нашей жизни. Однако степень развития определяется изменениями личности в эти переходные моменты. Личность обладает скрытой тенденцией к изменению, которая реализуется под воздействием знаменательных событий.
Жизнь личности включает в себя внешние и внутренние аспекты. Внешние аспекты состоят из определенных ценностей:работа, положение в обществе, семья и социальные роли.
Внутренний аспект состоит из определенных моментов, важных для каждого из нас. Каким образом цели и стремления подкрепляются или нарушаются нашей системой жизни? Какие черты собственной личности мы можем изжить, а какие подавляем? Как мы себя ощущаем в мире в данный момент?
Внутренний аспект появляется там, где разрушающие силы начинают выводить человека из равновесия, сигнализируя о необходимости изменения и продвигая его к новой опоре на следующей ступени развития.

В переходные моменты наш образ жизни подвергается внезапным изменениям в четырех измерениях:
Первое измерение: внутреннее ощущение себя по отношению к другим. Второе измерение: чувство безопасности и опасности. Третье измерение: наше восприятие времени-достаточно ли у нас времени или мы чувствуем его нехватку? Четвертое измерение: ощущение физического спада. Все эти ощущения задают тон жизни и подталкивают нас к тем или иным решениям.
Анализ жизни взрослого человека достаточно сложен. Как в детстве, каждый шаг не только ставит перед нами новые задачи развития, но и требует отказа от тех способов решения, которыми мы пользовались до сих пор. Вот так можно кратко описать пути развития.

Ранняя зрелость.

Психолог Левинсон выделил 4 задачи развития человека в возрасте от 17 до 35 лет:

1) увязать мечту с реальностью (часто мечта разорвана с реальностью);

2) обрести наставника, который поможет продвижению в карьере, передаст мастерство, перейти от отношений типа "родитель-ребенок" к отношениям типа "взрослый-взрослый";

3) научиться строить близкие отношения с людьми, научиться общаться;

4) построить карьеру. Если говорить о карьере, то выделяют два этапа:

1. этап начинаний, примерно до 25 лет, характеризуется выбором и освоением профессии, частой сменой работы.

2. этап упрочения карьеры. Человек пытается утвердиться. Считается, что в течении 7-10 лет он кардинально не меняет вид деятельности. В современном мире ситуация меняется, в связи с изменением мотивации (условия работы, зарплата встает как главная задача).

Интеллект человека достигает психофизиологического пика, большую роль оказывают социальные и культурные аспекты.

Выделяют два фактора, влияющие на интеллект:

1) одаренность человека долго сохранять интеллектуальную способность;

2) образование, особенно высшее и дополнительное. Когда человек учится, развивается высокоинтеллектуальная деятельность.

Качественные особенности интеллекта:

1. интеграция разных типов мышления (у взрослого объединяются все виды мышления: логическое, теоретическое, практическое). У каждого человека более развит тип мышления, соответствующий его роду деятельности.

2. неравномерное развитие вербальных и невербальных функций. Невербальные функции: образное мышление, образная память ухудшается после 35 лет. Вербальные функции (логическое мышление, память) продолжают развиваться, достигают своего максимума после 40-45 лет.

3. интеллектуальная мудрость-человек отходит от жестких логических схем, начинает рассматривать ситуацию разносторонне.

В период ранней зрелости человек проходит кризис 30 лет ( усл.)

Он анализирует свои достижения, сопоставляет с задачами, которые ставил перед собой ранее. Может быть приходит к выводу, что его достижения не соответствуют потребностям. В этот период часто распадаются браки, возникает переживания по поводу ухода молодости, ускоряется субъективный темп времени. В детстве и юности время как бы растянуто, в зрелости возникает страх не успеть что-то сделать, ощущение ограниченности времени. Человек пытается что-то изменить: получить новую профессию, завести новую семью и т.д.- меняются ценности.

Кризис как бы заставляет взглянуть назад, он связан с противоречивостью развития.

Средняя зрелость (усл. 30-35 лет)

Этот возраст характеризуется изменением в личностном плане: самооценка реалистична, рациональна, человек избавляется от иллюзий. Самооценка обобщена и менее противоречива, могут быть личностные конфликты, выполняется много различных ролей на работе, дома и т.д. Эти роли различны, происходит примирение конфликтов различных ролей.

Основные потребности в этот период: творческая реализация, совершенствование профессиональной деятельности, потребность в хороших отношениях с родными и близкими, желание подготовиться к старости. Потребность учить других охватывает все сферы жизни. Человек идентифицируется со своей профессией.

Деформацией профессиональной деятельности является трудоголизм . Термин эмоционального сгорания введен в 1974 г. Фреденбергером -психическое состояние людей, которые в сфере своей профессии общаются с клиентами в эмоционально напряженной атмосфере (врачи, учителя, менеджеры и т.д.)

Признаки эмоционального сгорания:

1) эмоциональное истощение (усталость). Работник чувствует, что не может отдаться своей профессии.

2) деперсонализация -циничное, негативное отношение к клиенту.

3) низкая оценка себя как профессионала, чувство разочарования.

Если симптомы не уходят после отдыха, то говорят об эмоциональной усталости. Выход в этой ситуации-смена работы, если это невозможно, то включаются механизмы психологической защиты. Работник уходит в болезни, семью, строительство, политику, общественную деятельность и т.д., т.е происходит смещение центра тяжести.

Профессия способствует развитию творческого потенциала. Период акме- период взлета творческой энергии.

Кризис середины жизни(усл. около 40 лет).

С одной стороны чувство стабильности, с другой, правильно ли понято основное предназначение в жизни (ключевой смысл кризиса).

Человек оценивает и анализирует свою жизнь: к чему пришел, чего достиг, хотел ли этого.

Если человек не состоялся, нет результатов, то как правило, возникают отрицательные эмоции. Человек чувствует убывание сил, замедляется темп. Мужчины и люди творческих профессий острее переживают кризис. Женщины более рассредоточены (работа, семья, карьера).

В этом возрасте возникает страх старости. Последняя возможность что-то изменить, прожить жизнь заново. Человек может бросить семью, поменять работу, переехать в другой город и т.д.

Позитивным выходом из кризиса считается изменение сферы деятельности, постановка новых целей.

Любой кризис сопровождается изменением ценностей. Позитивная сторона кризиса-человек становится более свободным, как бы отбрасывается лишнее.

Психология поздней зрелости (55-60 лет)

Старость -понятие абсолютное, генетически определенное. С другой стороны, относительное, как человек считает и понимает старость.

Считается, что в старости ухудшается интеллект, пожилые люди забывчивые. Это не так, механическая память ухудшается, но смысловая память сохраняется хорошо.

Закономерность вербального и невербального мышления углубляется.

Интеллект: критерием является увеличение времени реакции (между стимулом и ответом). Скорость и пластичность психических процессов ниже, медленнее думает и обрабатывает информацию.

Развиваются компенсаторные возможности, например, организация деятельности (что-то записывается на память, вспомогательные средства).

В понятие кризис пожилого возраста добавляются свои моменты-сокращается временная перспектива, человеку кажется, что все кончено. Неопределенность жизненной перспективы-основной момент кризиса.

Человек, уходя на пенсию, не знает, что будет делать, чувствует себя некомфортно.

Появляется много свободного времени, позитивное влияние оказывает посещение театра, общение с природой. Люди в этом возрасте становятся чувствительнее и эмоциональнее.

По Маслоу потребность в безопасности встает на первый план, люди живут сиюминутными желаниями.

Ш. Бюлер выделила четыре типа отношения к старости:

1) старость как продолжение активной жизни;

2) желание отдохнуть, расслабиться, получить удовольствие.

3) недовольство своей жизнью -депрессия.

4) недовольство жизнью -фрустрация (невозможность удовлетворения значимой потребности, препятствие, которое невозможно преодолеть).

Как средство профилактики-творческая деятельность: стихи, пение и т.д., обращение к религии.

Рекомендую статью по теме Фазы жизни(особенности протекания кризиса у мужчин и женщин).

 

   
© LUTIM,  2008 - Помочь проекту     Главная| Карта сайта| Контакты
Rambler's Top100

Hosted by uCoz